Пятница, 19.04.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS
ММО учителей музыки городского округа город Бор
Главная » Статьи » Идём на урок » Материалы раздела идём на урок

Формирование и развитие метапредметных УУД на примере урока музыки во 2 классе по теме «Ансамбль в музыке». (УМК «Планета знаний», учебник Баклановой

Мы живем в то время, которое диктует определенные требования к человеку как успешному, образованному члену современного общества. Самое главное требование не сумма знаний, а способность нахождения нужной информации, успешное ее применение в той или иной ситуации. Вот почему сейчас  каждодневный труд по саморазвитию, самообразованию, т.е. умение учиться, начиная с начальной школы, является приоритетным.

«Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать и развивать музыкальную культуру учащихся как  одного из компонентов общей культуры личности»- читаем у автора программы «Музыка» Т. И. Баклановой.

Ядро культуры личности составляют духовно- нравственные идеалы, в которых проявляются духовные способности личности (В. Д. Шадриков  Духовные способности - М., 1998). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно- нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:

Личностные

Предметные

Метапредметные

Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД). Термин «универсальные учебные действия» обозначает способность к самообразованию путем сознательного и  активного присвоения социального опыта. Также этот термин можно определить как совокупность способов  действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Разработчики ФГОС выделяют следующие виды УУД:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

К метапредметным УУД относятся регулятивные, познавательные и коммуникативные. Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования  и развития метапредметных УУД, уточним в чем они выражаются к контексте предмета «Музыка».

Регулятивные УУД выражаются в умении ставить учебные задачи  при восприятии и исполнении музыкальных произведений  разных стилей и жанров;

 в планировании своих действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки; в сравнении изложения  одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках; в анализе результатов собственной и коллективной работы по заданным критериям.

Познавательные УУД выражаются в сравнении, анализе, рассуждении о музыкальном произведении на основе полученных знаний  об интонационной природе музыки, ее художественно- образного содержания;

 в формировании интереса  к деятельности композиторов и исполнителей, особенностям музыкальной культуры своего края; в установлении взаимосвязи  между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.

Коммуникативные УУД выражаются  в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе  музыкальной, художественно- творческой и исследовательской  деятельности; в формировании адекватного поведения в процессе восприятия и музицирования; в формировании адекватной самооценки.

Обратимся к уроку во 2 классе по теме «Ансамбль в музыке». В процессе обучения важную роль  играет не только содержание учебного материала, но и форма его подачи. Каждый урок музыки, как акт творческого сотрудничества, будет одновременно нацелен на формирование и развитие  и личностных, и предметных и метапредметных результатов.

 При проектировании заданий, развивающих уровень владения метапредметными УУД (постановка учебной задачи)  по теме «Ансамбль  в музыке» можно предложить детям просмотреть видеофрагмент с горе- музыкантами ( фрагмент м/ф «Квартет») и задать следующие вопросы:

   1.Кого вы увидели на видеофрагменте?

   2.Что они пытались делать?                        

   3. Получилось ли у них это? Почему?

Наша задача - организовать беседу, выявляющую  знания необходимые для изучения нового материала. 

   1.Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь горе - музыкантам?         

   2. О  чем пойдет речь на нашем уроке?

Итогом этой беседы и  будет постановка учебной задачи - познакомиться с понятием «ансамбль» в музыке.

Чтобы познакомиться с этим понятием, учитель направляет детей и  организует деление класса на пары (группы) для выполнения следующей работы:

   1. Поиска  информации.

   2. Прослушивания звучания ансамблей.

   3. Применения знаний на практике.

 

На этом этапе урока учитель формирует у учащихся  познавательные УУД  - умения заменять термины (понятия) их определениями, коммуникативные УУД – совместная работа в парах (группах), регулятивные УУД – планирование собственных действий в процессе работы.

После совместной работы по освоению учебного материала учащиеся переходят к практической деятельности, т.е. применяют полученные знания на практике.  Ребята превращаются в музыкантов - участников разных ансамблей.  Например, изображают дуэтом звуковую картину «Перекличка птиц». Трио играют песню «Нам не страшен серый волк» (нотная запись дана на странице учебника), а музыкальными инструментами могут быть металлофоны, ксилофоны, треугольники и др.

На данном этапе урока формируются регулятивные УУД – умение самоконтролировать и взаимоконтролировать  процесс выполнения задания, адекватно воспринимать оценку учителя; коммуникативные УУД - согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие  мнения; познавательные УУД - показывают ансамблевое исполнение.

В конце урока учащиеся читают на странице учебника фрагмент басни И. Крылова «Квартет» и дают его героям совет, что надо знать, чтобы играть в ансамбле. На этапе рефлексии  учащиеся следят за высказываниями  и оценивают работу, что способствует развитию регулятивных УУД.

Домашним заданием детям можно предложить следующий вопрос:

Узнать, какие еще бывают ансамбли по количеству участников, кроме дуэта, трио и  квартета.    

Вот таким образом  я провожу работу по формированию и развитию метапредметных УУД на уроке.

Используемая литература:

Программа  по «Музыке» 1-4 класс (УМК «Планета знаний»);

Учебник по музыке 2 класс Бакланова Т. И.

Поурочные разработки «Уроки музыки во 2 классе» (изд. Астрель)

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Материалы раздела идём на урок | Добавил: Imba_mama (08.11.2017)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Категории раздела
Материалы раздела идём на урок [49]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Copyright MyCorp © 2024