Главная » Статьи » Идём на урок » Материалы раздела идём на урок |
Мы живем в то время, которое диктует определенные требования к человеку как успешному, образованному члену современного общества. Самое главное требование не сумма знаний, а способность нахождения нужной информации, успешное ее применение в той или иной ситуации. Вот почему сейчас каждодневный труд по саморазвитию, самообразованию, т.е. умение учиться, начиная с начальной школы, является приоритетным. «Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать и развивать музыкальную культуру учащихся как одного из компонентов общей культуры личности»- читаем у автора программы «Музыка» Т. И. Баклановой. Ядро культуры личности составляют духовно- нравственные идеалы, в которых проявляются духовные способности личности (В. Д. Шадриков Духовные способности - М., 1998). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно- нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений. В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты: Личностные Предметные Метапредметные Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД). Термин «универсальные учебные действия» обозначает способность к самообразованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Также этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Разработчики ФГОС выделяют следующие виды УУД: Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные К метапредметным УУД относятся регулятивные, познавательные и коммуникативные. Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования и развития метапредметных УУД, уточним в чем они выражаются к контексте предмета «Музыка». Регулятивные УУД выражаются в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных произведений разных стилей и жанров; в планировании своих действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки; в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках; в анализе результатов собственной и коллективной работы по заданным критериям. Познавательные УУД выражаются в сравнении, анализе, рассуждении о музыкальном произведении на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, ее художественно- образного содержания; в формировании интереса к деятельности композиторов и исполнителей, особенностям музыкальной культуры своего края; в установлении взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов. Коммуникативные УУД выражаются в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно- творческой и исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в процессе восприятия и музицирования; в формировании адекватной самооценки. Обратимся к уроку во 2 классе по теме «Ансамбль в музыке». В процессе обучения важную роль играет не только содержание учебного материала, но и форма его подачи. Каждый урок музыки, как акт творческого сотрудничества, будет одновременно нацелен на формирование и развитие и личностных, и предметных и метапредметных результатов. При проектировании заданий, развивающих уровень владения метапредметными УУД (постановка учебной задачи) по теме «Ансамбль в музыке» можно предложить детям просмотреть видеофрагмент с горе- музыкантами ( фрагмент м/ф «Квартет») и задать следующие вопросы: 1.Кого вы увидели на видеофрагменте? 2.Что они пытались делать? 3. Получилось ли у них это? Почему? Наша задача - организовать беседу, выявляющую знания необходимые для изучения нового материала. 1.Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь горе - музыкантам? 2. О чем пойдет речь на нашем уроке? Итогом этой беседы и будет постановка учебной задачи - познакомиться с понятием «ансамбль» в музыке. Чтобы познакомиться с этим понятием, учитель направляет детей и организует деление класса на пары (группы) для выполнения следующей работы: 1. Поиска информации. 2. Прослушивания звучания ансамблей. 3. Применения знаний на практике.
На этом этапе урока учитель формирует у учащихся познавательные УУД - умения заменять термины (понятия) их определениями, коммуникативные УУД – совместная работа в парах (группах), регулятивные УУД – планирование собственных действий в процессе работы. После совместной работы по освоению учебного материала учащиеся переходят к практической деятельности, т.е. применяют полученные знания на практике. Ребята превращаются в музыкантов - участников разных ансамблей. Например, изображают дуэтом звуковую картину «Перекличка птиц». Трио играют песню «Нам не страшен серый волк» (нотная запись дана на странице учебника), а музыкальными инструментами могут быть металлофоны, ксилофоны, треугольники и др. На данном этапе урока формируются регулятивные УУД – умение самоконтролировать и взаимоконтролировать процесс выполнения задания, адекватно воспринимать оценку учителя; коммуникативные УУД - согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие мнения; познавательные УУД - показывают ансамблевое исполнение. В конце урока учащиеся читают на странице учебника фрагмент басни И. Крылова «Квартет» и дают его героям совет, что надо знать, чтобы играть в ансамбле. На этапе рефлексии учащиеся следят за высказываниями и оценивают работу, что способствует развитию регулятивных УУД. Домашним заданием детям можно предложить следующий вопрос: Узнать, какие еще бывают ансамбли по количеству участников, кроме дуэта, трио и квартета. Вот таким образом я провожу работу по формированию и развитию метапредметных УУД на уроке. Используемая литература: Программа по «Музыке» 1-4 класс (УМК «Планета знаний»); Учебник по музыке 2 класс Бакланова Т. И. Поурочные разработки «Уроки музыки во 2 классе» (изд. Астрель)
| |
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0 |