Пятница, 17.05.2024, 20:56
Приветствую Вас Гость | RSS
ММО учителей музыки городского округа город Бор
Главная » Статьи » Идём на урок » Материалы раздела идём на урок

Из опыта работы Чистоткиной М.В. СШ № 2

Развитие коммуникативных способностей младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как уровень их развития влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс социализации личности в целом. Способности формируются в деятельности, а коммуникативные способности формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителем задачу формирования «универсальных учебных действий», обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

 

Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация», «коммуникативная деятельность» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.

 

Под коммуникативными способностями младших школьников мы понимаем комплекс:

      • - индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);
      • - уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими;
      • - навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
      • - желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
      • - умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.

 

Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Таким образом, коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем».

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта

Виды универсальных учебных действий

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Рассмотрим коммуникативные действии подробнее. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

 

Я вижу большие возможности развития коммуникативного взаимодействия детей средствами театрализации, театрального искусства и театральной педагогики. Проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатывалась такими исследователями как: И.JI.Люблинский, Ю.И.Рубина, В.П.Шильгави, А.П.Ершова, Н.С.Карпинская, А.Я.Михайлова и др. Они считали что использование театральных технологий является важным условием формирования всестороннего гармонического развития ребенка, художественно-творческих способностей, интереса к искусству, что определяет круг формирования коммуникативных навыков.

Театрализованная деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость. Театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.

 

Обратим внимание на такую проблему как организация театральной деятельности, которая и позволяет формировать коммуникативные навыки обучающихся в коллективе.

Цель моей работы - создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, формирования коммуникативных навыков средствами театрализации.

 

Опираясь на мнения ученых: Л.С. Выготского, психологов, педагогов В.П. Острогорского, Н.Ф. Букатова, К.Д. Ушинского, Н.Н. Бахтина. На работы видных специалистов в области театрального искусства Н.И. Сац, С.А. Ауслендер, С.М. Бонди, С.Г. Розанов, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся, что включает в себя обязательный уровень коммуникативных навыков. Используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка, можно увидеть возможности театральной деятельности как средство для формирования коммуникативных навыков, речи в целом.

Театр - искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда можно добиться от них во время стандартного общеобразовательного процесса в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, в полной мере формируют коммуникативные навыки.

Поэтому коллективная основа театрального воспитания - это эффективное средство решения задач социально-художественного развития, а также формирования коммуникативных навыков. Так как, на основе театра происходит реализация основных потребностей человека. Кроме развития общих способностей, театральная деятельность способствует развитию специальных умений и навыков, обеспечивающих освоение комплекса коммуникативных позиций.[10] Практическая значимость исследования - развития коммуникативных навыков средствами театра на занятиях внеурочной деятельностью.

 

 

Цель моей работы в этом направлении - создание условий для театрализованной деятельности, представляющих собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

 

Кроме того, мною определена специфика формирования коммуникативных способностей в театрализованной деятельности, которая заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

 

Таким образом, одним из эффективных методов развития коммуникативных способностей можно считать театрализацию как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

 

Категория: Материалы раздела идём на урок | Добавил: Imba_mama (25.09.2019)
Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0
Категории раздела
Материалы раздела идём на урок [49]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Copyright MyCorp © 2024