Суббота, 18.05.2024, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS
ММО учителей музыки городского округа город Бор
Главная » Статьи » Идём на урок » Материалы раздела идём на урок

Наследие Н.А. Римского - Корсакова в творчестве борчан

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРА
1.1. БИОГРАФИЯ РИМСКОГО - КОРСАКОВА 5
1.2.ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ КОМПОЗИТОРА 9
1.3.Н.А.РИМСКИЙ - КОРСАКОВ - ФИЛОСОФ 10
1.4.Н.А. РИМСКИЙ - КОРСАКОВ -МАРИНИСТ 11
1.5.Н. А. РИМСКИЙ - КОРСАКОВ – «ЗВУКОСОЗЕРЦАТЕЛЬ 12
2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
В ТВОРЧЕСТВЕ БОРЧАН
2.1.ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ 13
2.2. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ 14
2.3. ТВОРЧЕСТВО ФОТОХУДОЖНИКА 15
2.4.КАМЕРНО - ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ 16
2.5.СТИХ, РОЖДЁННЫЙ МУЗЫКОЙ 17
3. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
И ЛИТЕРАТУРЫ 1

ВВЕДЕНИЕ

Есть разные языки приобщения к Божественной мудрости:
первый язык — музыка.
П.Глоба
Среди молодёжи бытует мнение, что в современном мире утрачен интерес к классической музыке, у неё нет популярности. Молодых людей больше увлекают модные направления (реп, хаус), и только в стилизованном виде (т.е. в современной обработке) классика может завоевать внимание молодёжи. В 2014 году, объявленном годом Культуры, исполнится 170 лет со дня рождения русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова, в связи с этой датой мы обратились к творчеству классика отечественной музыки. Цель нашей работы – исследование наследия Н.А. Римского-Корсакова, (относящегося к позднему периоду жизни) в творчестве борчан.
Актуальность темы заключается в сохранении и развитии интереса к классической музыке среди школьников и молодёжи Борского городского округа. Новизна нашей работы заключается в исследовании творчества борчан, приобщающих подрастающее поколение к искусству, в том числе и классической музыке на примере произведений Н.А. Римского-Корсакова.
В ходе исследовательской деятельности решались следующие задачи:
1. Изучение биографии композитора Н.А. Римского-Корсакова.
2. Изучение истоков творческого подъёма в Вечаше.
3 .Знакомство с творчеством талантливых земляков – любителей музыки Н.А. Римского - Корсакова
Практическая значимость данной работы заключается в создании компьютерной презентации о жизни и творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова с использованием фото и видео материалов для использования на уроках музыки. Аналитическая часть работы представляет собой подборку фото и видео материалов по произведениям композитора, которые нашли отражение в творчестве борчан. Этот материал может с успехом использоваться при проведении занятий в системе дополнительного образования или на школьных уроках. В качестве основной литературы при изучении данной темы и проведении исследований было взята книга Н. Римского – Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни» - М.: Музыка, 1980 г. Перспективы дальнейшего изучения темы состоят в изучении творчества современных исполнителей Нижегородской области.

1. СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРА

1. 1. Биография Н.А. Римского-Корсакова

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельноедоброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Когда в дворянской семье, жившей в северном русском городе Тихвине, в 1844 году родился сын Ника, его отцу было уже почти 60 лет. Родители Николая отличались редкой душевной теплотой и сумели воспитать это качество в своих детях.
Судоходная Тихвинка, соединявшая город с большими реками и озёрами, завораживала Нику своей красотой. Очень рано он увидел дивную красоту звёздного неба, научился безошибочно различать крупные звёзды, планеты, главные созвездия, вслушивался в пение птиц, следил за цветением деревьев, кустарника, полевых трав. Увлечённый письмами и рассказами брата о дальних краях и океанских плаваниях, он заочно влюбился в море и морское дело, строил модели судов, в играх воображал себя мореходом, терпел кораблекрушения и выплывал из водной бездны.
Из Ники мог вырасти впоследствии зоркий учёный, равно как поэт или художник. Но он мечтал продолжить семейную традицию и стать моряком.
В 12 лет Николая определили в морской кадетский корпус в Петербурге . Впечатлительный подросток страдал от бессмысленной муштры и невежества. Отдушиной были воскресные посещения оперы. На сцене театра ставились в основном итальянские оперы, которые «полюбились ужасно». Оркестровка (хотя этого слова будущий композитор не знал) казалась чем – то таинственным и заманчивым. Русская опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» привела юношу в полный восторг. Композитор Глинка стал его кумиром на всю жизнь. В 16 летнем возрасте Римский – Корсаков страстно полюбил музыку, и стал брать уроки игры на фортепиано.
Через год Римский-Корсаков познакомился с двумя композиторами: Милием Балакиревым и Модестом Мусоргским и вошёл в содружество молодых композиторов «Могучая кучка». Его руководитель Милий Балакирев смело бросал вызов авторитетам и считал Моцарта наивным, Баха сухим, а Шопена жеманным Взоры молодых композиторов были устремлены к русской национальной музыке. Балакирев, как самый опытный музыкант был главным вдохновителем кружковцев. Именно он вдохновил Римского – Корсакова написать симфонию и симфоническую поэму "Садко".
Музыка полностью заслонила интерес Николая к морскому делу. Он хочет подать в отставку.
Но по настоянию старшего брата в 1862 гардемарин Римский – Корсаков всё же отправляется в кругосветное плавание. Эти три года стали отличной проверкой серьёзности его увлечения музыкой. В свободные от вахты часы он работает над первой симфонией. Вернувшись в Петербург, мичман Римский – Корсаков ещё 8 лет оставался на береговой службе, но досуг посвящал музыке. Римский-Корсаков возобновил контакты с «Могучей Кучкой» и познакомился с Анатолием Лядовым, Александром Бородиным и Александром Даргомыжским, подружился с Мусоргским.
Первая опера «Псковитянка» принесла успех 27 летнему композитору и Римского - Корсакова пригласили преподавать инструментовку в Санкт - Петербургской консерватории. Но директор консерватории не подозревал, что музыкант – практик не силён в теории. И тогда профессор Римский – Корсаков параллельно со студентами начинает самостоятельно разбирать задачи по гармонии, вызвав многочисленные насмешки М.Балакирева, который резко осуждал консерваторское образование и высказывался за проявление самобытности музыкантов. Поддержкой Николаю в его консерваторских занятиях стали его невеста, известная пианистка Надежда Пургольд, музыкальный критик Стасов и композитор Модест Мусоргский. В результате Римский Корсаков – единственный из композиторов балакиревского кружка становится теоретиком.
До конца жизни он работает над курсом оркестровки, кроме того конспектирует военные духовые оркестры, преподаёт в консерватории и придворно – певческой капелле, руководит концертами бесплатной музыкальной школы и при этом находит время для создания опер, симфоний, камерной и церковной музыки. Он гармонизировал и издал "Коллекцию 100 русских фольклорных песен", а также дописал произведения Мусоргского и Бородина, незаконченные в связи с их смертью.
Николай Римский-Корсаков умер в июне 1908 года, жалуясь на сердечную недостаточность, оставив огромное музыкальное наследие для последующих композиторов.
СОЧИНЕНИЯ:
оперы:
"Псковитянка" (1873, оконч. ред. 1894)
"Майская ночь" (1880)
"Снегурочка" (1882)
опера-балет "Млада" (1892)
"Ночь перед Рождеством" (1895)
"Садко" (1897)
"Моцарт и Сальери" (1898)
пролог к "Псковитянке" - "Боярыня Вера Шелога" (1898)
"Царская невеста" (1899)
"Сказка о царе Салтане" (1900)
"Сервилия" (1902)
"Кащей Бессмертный" (1902)
"Пан воевода" (1904)
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907)
"Золотой петушок" (1909)
кантата "Гвитезянка" (1897)
прелюдия-кантата "Из Гомера" для сол., жен. хора (1901)
"Песнь о вещем Олеге" (1899)
"Дубинушка" (1905) и др.
3 симфонии (1865, 1869, 1873)
Увертюра на рус. темы (1866)
Фантазия на серб. темы (1867)
муз. картина "Садко" (1867)
"Сказка" (1880)
"Испанское каприччо" (1887)
"Светлый праздник" ("Воскресная увертюра", 1888)
сюита "Шехеразада" (1888)
7 сюит из опер и др. произв. для орк.
Концерт для фп. с орк. (1883)
Концертная фантазия на рус. темы для скр. с орк. (1886)
соч. для камерно-инструм. анс., в т.ч. секстет, квинтет для дух. инструм. и фп., 2 квартета, фп. трио
пьесы для фп.
хоры без сопров.
79 романсов, в числе которых "Пленившись розой, соловей", "Звонче жаворонка пенье", "На холмах Грузии", "То было раннею весной", "Дробится и плещет", "Не ветер, вея с высоты", "О чем в тиши ночей", "Октава", "Анчар", "Пророк", "Редеет облаков летучая гряда"
2 сб. обр. нар. песен ред., дописывание и оркестровка соч. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина
книги:
"Практический учебник гармонии" (1886)
"Основы оркестровки" (посмертн. изд. завершил ученик М. Штейнберг, 1913)
"Летопись моей музыкальной жизни" (изд. 1909)
Статьи.

1.2. Источник вдохновения композитора

К полувековому рубежу своей жизни Николай Андреевич Римский – Корсаков подходил в мрачном состоянии духа. Несчастья одно за другим сыпались на его голову: тяжело болела жена, умерла мать и двое младших детей. А тут ещё и разрыв с Балакиревым – ближайшим другом и соратником по «Могучей кучке».
Но внезапно, как утешение в горе и подарок судьбы к пятидесятилетию композитор открыл для себя новый, такой маленький и такой огромный мир – Вечаша.
В Вечашу Римский – Корсаков впервые приехал в 1894 году. Он вообще любил Лужский уезд и снимал дачи здесь 16 раз. Но именно в Вечаше он провёл 6 летних сезонов. Тут его талант расцвёл. Если у Пушкина такой классический пример Болдино, то для Н.А. Римского – Корсакова местом вдохновения стала Вечаша, где произошёл взрыв его творчества. В Вечаше Римский – Корсаков создал 5 опер!
В чём загадка Вечаши? Он делает такую запись в письме Надежде Забеле Врубель: «Глушь. Никого постороннего. Чудесное место…» Вот такая Вечаша – отстранённая, вдалеке от суеты, в первозданной красоте - и нужна была композитору.
Красота природы всегда поражала композитора. Но теперь он смотрел на неё новым взглядом, впервые увидев то, чего не замечал раньше. К этому времени он открыл для себя язычество (а язычники воспринимали природу живой, одухотворённой, равной человеку) и это ощущение вошло в фольклор: пословицы, поговорки, былины… Николай Андреевич зачитывается сборником Кирши Данилова ( берёт оттуда Садко), читает Афанасьева, который сказки собирал…
Десятилетием раньше, сочиняя Снегурочку, Римский – Корсаков уже учился понимать язык природы, разгадывать её загадки. Всё оживало: пень превращался в лешего, обычный лес в заповедный. Вдохновение вернулось…
Оперы, написанные в Вечаше: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» принесли славу не только композитору, но и Надежде Забеле -
жене художника Врубеля . «Лучше Вас никто моих сопрановых партий не пел и не споёт». (Из письма Римского - Корсакова Н. Забеле 1899 год). В 1912 году (после смерти композитора) Надежда Забела в память о дорогих ей людях дала ряд концертов, в которых прозвучали арии из опер и романсы Николая Андреевича Римского – Корсакова.

1.3. Н.А. Римский – Корсаков - философ

Одна из трагических страниц истории русского народа — нашествие монголов — многократно отражена в искусстве. До сих пор нельзя читать без волнения скупые и суровые слова древних летописей, описывающих неравные битвы русских людей с полчищами завоевателей. Трагический эпизод времен монгольского нашествия послужил сюжетом для оперы Римско-го-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".
Из книги Н.А. Римского – Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни»: «В течение зимы (1898/99) я часто виделся с В.И.Бельским. Занимала нас … легенда о «Невидимом граде Китеже» в связи со сказанием о св. Февронии муромской». Для либретто были использованы «Китежский летописец» в разных редакциях, повесть о Февронии Муромской, летописи и повествования о татарском нашествии…» В опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» по утверждению либреттиста Бельского не найдётся ни одной мелочи, которая бы не была навеяна народным фольклором…
В результате "Китеж" являет собой монументальное историческое полотно, оперу, с религиозным содержанием, с наличием множества сакрально-символических смыслов, мистериальных ассоциаций, что не раз отмечалось и учеными, и исполнителями. И эти качества делают эту оперу фактически единственной среди произведений русской оперной классики. "Китеж" часто называют загадочным сфинксом, к сценической тайне которого старались прорваться многие режиссеры, дирижеры и певцы.
Николай Андреевич не был верующим в мирском представлении этого слова, но ему был дан дар, как никакому другому композитору, передать конечный итог церковного богослужения - ощущение умиротворения, душевной благодати, примирения с жизнью, радости бытия, которую чувствует всякий, когда его душа постигает вот эту красоту.
Духовного угасания Римский – Корсаков боялся сильнее смерти. Он писал: «Осень уже неприятна потому, что она предвестница зимы. Зимы же я боюсь хуже смерти. Был бы счастлив, если б всё, сочинённое мною в осень дней моих, напоминало весну»

1.4. Н.А. Римский – Корсаков - маринист

Однажды известный историк музыки Николай Финдейзен предложил Римскому – Корсакову написать оперу на сюжет былины о Садко. Он даже представить себе не мог, насколько созвучным композитору окажется этот замысел. Сюжет был хорошо знаком композитору. Тридцать лет назад он уже написал симфоническую картину «Садко». Но тогда главным героем был не Садко, и не Ильмень – озеро, а великолепное море во всём богатстве и разнообразии его оттенков. Море было первый ярким впечатлением в жизни Римского – Корсакова. В восемнадцать лет он окончил морской корпус и гардемарином отправился в кругосветное путешествие на клипере «Алмаз». «Много неизгладимых воспоминаний о чудной природе далёких стран и далёкого моря…было вынесено мною из плавания, продолжавшегося 2 года 8 месяцев». За это время композитор не только бесконечно полюбил море, но и изучил его с точностью острого глаза настоящего художника. С тех пор море спокойное и бурное, ласковое и грозное часто появлялось в его сочинениях
Сидя на берегу озера Вечаши, Николай Андреевич ощущал себя самим Садко, видел здесь Ильмень – озеро и новгородскую пристань, представлял, как на берег ночного Ильмень – озера придёт Садко излить душу дубравушке зелёной, раздолью широкому, волне зыбучей, заиграет на гуслях так, что оживёт природа. Так у него рождались страницы партитуры.
.
1.5. Н.А. Римский – Корсаков – «звукосозерцатель»

Николай Андреевич Римский – Корсаков называл себя «звукосозерцателем». Ему казалось, что сама природа даёт звуки и краски, а он лишь переносит их в партитуру. В музыкальных морских пейзажах композитор применяет ряд изобразительных приёмов, помогающих передать не только шум моря, но и зрительное впечатление от мерно катящихся морских волн; в весенних картинах «Снегурочки» - образы пробуждающейся природы, в "Сечи при Керженце" - топот конницы, звон и лязг мечей и кованых воинских доспехов.
Композитор нежно любил и лелеял каждый звук, каждое созвучие.
«… нежные и зыбкие плетения звуков в его произведениях развертываются перед слушателем в наиболее пленительных красках и свете. Не забыто ни одно из свойств, увеличивающих слуховую ценность звучащего образа и уготовляющих восторг перед дивной красотой звенящих далей и пространств» Б. Асафьев.

2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА В ТВОРЧЕСТВЕ БОРЧАН

2.1. Инструментальное исполнение

Наш земляк Александр Господчиков, как и Римский – Корсаков не сразу пришёл к музыке. Лишь в 9 классе Большепикинской школы Александр Господчиков впервые взял в руки музыкальный инструмент (гитара). Под руководством В.Н. Саюталина Александр смог подготовиться к поступлению в НОКК на оркестровое отделение. Серьёзные пробелы в знаниях сольфеджио, гармонии (из за отсутствия музыкального образования) не остановили юного музыканта. Трудолюбие, упорство поражали преподавателей колледжа! За годы обучения Александр освоил домру, балалайку, баян и поступил в Самарскую Государственную Академию искусств.
Сейчас Александр Господчиков – солист знаменитого оркестра «Виртуозы Самары» при Государственном Волжском русском народном хоре им. П. Милославова (домра), руководитель инструментального дуэта «Бенефис» (гитара), Лауреат многочисленных Международных и Всероссийских конкурсов. С каждым разом талант А. Господчикова раскрывается по-новому. Соло «Полёт шмеля» в концертной программе «Мозаика русских сказок» (по произведениям Н.А.Римского – Корсакова) принесло Александру большой успех. Новый год, объявленный годом Культуры, начался для Александра с кропотливых ежедневных репетиций к концертной программе «Созвездие солистов». В одном из интервью Александр сказал: «Сохранять и развивать интерес зрителя к классической музыке возможно только в том случае, когда творчество выходит на очень высокий профессиональный уровень. К этому я стремлюсь».

2.2. Академическое пение

Преподавателя Нижегородского областного колледжа культуры Татьяну Разживину называют обладательницей хрустального голоса Борской земли.
Родилась Татьяна (Святова) в 1984 году в посёлке Большое Пикино Борского района семье медиков. Музыкой (игрой на фортепиано) занялась по желанию родителей в ДШИ №2. По воспоминаниям Татьяны на первых порах обучения особой любви к пению она не испытывала, пока не попробовала петь в школьном вокальном ансамбле «Гармония», а затем в фольклорном ансамбле «Ярица». « Не хочу играть – хочу петь!» - твёрдо высказала Таня своё желание родителям и перевелась в хоровой класс.
В 2004 г. Татьяна окончила муз.училище им. М.А.Балакирева , в 2010 г. Нижегородскую государственную консерваторию (академию) им. М.И.Глинки и получила квалификацию артист оперного театра, концертно-камерный певец с правом преподавания.
С 2010 г. начинается её карьера артистки – вокалистки. Сначала в Государственной филармонии г.Кисловодска , затем в Государственной Нижегородской филармонии им. М.Л. Ростроповича. Сегодня в репертуаре Татьяны Разживиной немало классических произведений. Особое место занимают романсы Римского – Корсакова и сопрановые партии из его «сказочных» опер: Снегурочки, Царевны – Лебедь, Волховы.
Татьяна Разживина активно пропагандирует классику среди широких слоёв населения Борского городского округа, охотно выступая в ДК, школах, в т.ч и в Нижегородском областном колледже культуры, где ведёт занятия со студентами по постановке голоса.

2.3. Творчество фотохудожника

В нашем городе живёт фотохудожник Юрий Фёдорович Ра ков. Он, как и Римский Корсаков увлечён созерцанием. Только созерцает Юрий Фёдорович через объектив фотоаппарата. «Фотография – как говорит супруга Юрия Фёдоровича Юлия Борисовна Ракова - это увлечение к которому Ю. Раков шёл всю жизнь, несмотря на то, что приобрёл профессию радиотехника. За всю свою… жизнь, он повидал немало стран (Куба, Грузия, Азербайджан, страны Прибалтики, Израиль). Ему интересен мир, интересна жизнь во всех её проявлениях. И даже сейчас, когда он перешагнул своё 70 – летие, он не прекращает учиться ни на минуту». Такова работа «Океан – море синее!». Тема, навеянная музыкой Римского – Корсакова. «Я хотел показать дыхание моря – рассказывает Юрий Фёдорович – и, кажется, мне это удалось».
Юрий Фёдорович принимает участие в различных выставках. Самое большое удовольствие для него – видеть, что работы его доставляют людям большое эстетическое удовольствие. И не только: они учат видеть и понимать прекрасное, учат думать и осмысливать жизнь в лучших её проявлениях. А ведь это – самое важное в искусстве – делать людей духовно богаче, а значит, лучше.
2.4. Камерно - вокальный ансамбль

В 1995году в Центре внешкольной работы «Алиса» был организован ансамбль педагогов «Элегия» ( руководитель ансамбля Георгий Георгиевич Фрицлер). Коллектив просуществовал до 2005 года,. В течение 15 лет ансамбль «Элегия» являлся эталоном в певческом калейдоскопе Борских исполнителей. Ансамбль, отличал высокий эстетический вкус, тонкий музыкальный слух, мастерство высочайшего класса! Репертуар «Элегии» составляла духовная музыка М. Бортнянского, Чеснокова, классические романсы П. Чайковского, М. Глинки, С. Рахманинова и др. Среди наследия Н. Римского – Корсакова по душе пришлись романсы «Звонче жаворонка пенье» и « Не ветер, вея с высоты». Ансамбль «Элегия» ежегодно становился обладателем Гран – при на районном конкурсе «Талант», принимал участие в областных конкурсах и фестивалях камерно – вокальной музыки. Самое яркое впечатление оставил конкурс 2002 года в Москве «Поющая Россия». Записи концертов «Элегия» сохранились в личном фондеучастников и в архивах Бор TV.

2.5. Стих, рождённый музыкой

В Борском универсальном справочнике «Главная книга района» 2011 г. в разделе «Главные имена Бора. Кто есть кто на Бору» на стр. 166 записано: « Дряхлова Валентина Николаевна – учитель музыки лицея. Активно занимается фольклором, изучением истории детского движения, борского образования, судеб земляков – участников великой отечественной войны. Организатор краеведческих акций «Память», «Памятник», активный участник краеведческих мероприятий. Автор публикаций в местной печати, очерков в книге «Борское образование: факты, события, судьбы».
Как рассказала Валентина Николаевна, прочитала она об археологических находках на территории села Городищи и загорелась желанием посетить с ребятами останки древней крепости. Во время экскурсии от жительницы села, они узнали о Мосоловом ручье, поразмышляли над его названием (ручей, протекающий по мослам, т.е. костям). «После поездки в Городищи «Сеча при Керженце» Н.А. Римского – Корсакова не оставляла меня. Звучала внутри меня в течении нескольких дней. Под влиянием музыки и родилось стихотворение «Мосолов ручей».»

Есть в селе Городищи Мосолов ручей,
Говорят, он струится по груде костей,
Он из древних мослов свои силы берёт
О минувших делах грустны песни поёт…

В Керженецкой тайге Городище стоял.
На своём рубеже Русь Святу охранял
Стены крепким кольцом опоясали град,
Через мост не пройдёт басурманов отряд
День за днём, год за годом жизнь спокойно текла,
Пока в тёмную ночь не случилась беда….

Словно чёрная туча влетела орда.
Колет, и рубит, и режет, сжигает дома,
Кони, люди смешались. Дым. Огонь. Стоны. Крик.
На врага поднялись и малец и старик,
И кричит воевода: «Братья! Русь защитим!
Мы за веру свою до конца постоим!»
Уж не брань – мясорубка во Граде пошла…
Непреступной когда - то эта крепость была.

Есть в селе Городищи Мосолов ручей,
Говорят, он струится по груде костей,
Он из древних мослов свои силы берёт
О минувших делах грустны песни поёт…

3. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование этой темы проводилось нами в течение учебного года. Оно включало в себя работу с книгой Н.А. Римского – Корсакова « Летопись моей музыкальной жизни», с учебными пособиями, знакомство с творчеством борчан.
А также сбор материала по интересующей нас теме: знакомство с творческими людьми, изучение творчества коллективов, общение; поиск информации в СМИ, фото, видео и аудио записей; прослушивание, просмотр, обработка видео и аудио записей, оформление самой работы.
Мы обращались к специалистам Борского телевидения, НОКК, ЦВР «Алиса», отдела культуры городского округа г. Бор, которые помогли нам собрать сведения о творчестве борских исполнителей классических произведений. Было очень трудно собрать видео материал. Мы организовали специальную съёмку для Т.Разживиной в нашем лицее, делали запрос в архив Борского ТV с просьбой найти записи ансамбля «Элегия», обращались к родственникам и членам коллектива за фотоматериалом.
Фото и видео материал пополнился благодаря интернет-ресурсам:
- на сайте «Ютуб » нашли видеозапись оркестра « Виртуозы Самары» ; мультфильм «Сеча при Керженце»; фильмы « Н.А. Римский – Корсаков», «Вечаша – источник вдохновения»
- на сайте «Одноклассники» фотографии А.Господчикова и Т. Разживиной.
- на сайте «Русские композиторы» фотографии Н.А. Римского – Корсакова;
Устанавливая контакты, мы общались по телефону, по электронной почте.
После того, как материал был собран, началась работа по его обработке: конвертация видео в нужные форматы, обрезка, работа над качеством фото, создание видеороликов, многократное слушание музыки Римского - Корсакова, затем оформление работы, изготовление презентации, выпуск электронного пособия.
Когда мы решили, что сделаем пособие для учащихся, то нам пришла идея преподнести учебный материал в нетрадиционной форме. Поэтому сопутствующий электронной презентации текст, преобразовали в диалог подружек – одноклассниц. Презентацию представили в виде виртуального путешествия по местам жизни и творчества композитора.
С данной работой мы выступили на уроках МХК в лицее, в муниципальном конкурсе компьютерных презентаций по музыке среди учащихся на тему: «Мир музыки: знаменательные даты 2014 года» » убедились в том, что результат поведённого исследования вызвал интерес не только у нас, но и наших слушателей, не только обогатил знания учащихся, но и доставил им эстетическое наслаждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Классическая музыка интересна не только людям старшего поколения, но и молодёжи. Борчане А. Господчиков, Т. Разживина, ансамбль «Элегия» своим высоким профессиональным исполнением способствуют сохранению и развитию интереса зрителя к классической музыке. Творчество людей, черпающих вдохновение в классической музыке (Ю.Раков, В. Дряхлова) также заслуживает внимания и уважения, т. к. их произведения не только расширяют кругозор зрителя, но и оказывают эмоциональное воздействие, многократно усиливающееся в союзе с музыкой Н. А. Римского – Корсакова.
Наши результаты исследовательской работы:
• познакомились с биографией Н.А. Римского – Корскова;
• Познакомились со многими произведениями русского композитора – классика;
• собрали материал о творчестве борчан

Данную работу можно использовать на уроках музыки, МХК, тематических вечерах.
Исследовательская работа очень интересна и увлекательна, так как в поиске информации узнаешь много нового и знания учебника применяешь на практике.
Данная работа является продолжением работы предыдущего года «Сохранение фольклорных традиций на примере Большепикинского ансамбля «Ярица». В дальнейшем мы хотели бы познакомиться с творчеством других исполнителей и коллективов Борского городского округа. Изучение репертуара, истории создания и развития всех коллективов городского округа г.Бор позволит создать богатейший материал для изучения культуры родного края.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. В,П. Россихина Рассказы о русских композиторах. М.:Детская литература, 1971
2. Г.Левашова. Рассказы из музыкальной шкатулки. Л.: Детская литература 1975
3.Справочное издание Главная книга района Бор – 2011. Нижний Новгород. . группа «Радомiр», ИП Семисалов В.Л.
5.Н. Римский – Корсаков Летопись моей музыкальной жизни. М.:Музыка, 1980
6. Видеозапись В.Долгих «Ария Снегурочки» в исполнении Т. Разживиной.
7. Фотографии Ю.Ф.Ракова.
8. Концерт ансамбля «Элегия» из фондов Бор ТV
Интернет-ресурсы:
9. Биография http://youtu.be/SA2LSQM4YjM
10. http://youtu.be/Nx9A2lL0C3A «Полёт шмеля» исп. А.Господчиков
11. http://youtu.be/xSRPA-CgngQ Мультфильм «Сеча при Керженце»
Программы:
1. Киностудия Windows Line
2. Lucky Video Converter
3. Средства обработки фотографий Picasa
4. Movavi Video Editor
5. http://www.mobilmusic.ru/mp3rezak/
6. Windows Movie Maker 2.6
7.http://www.mp3cut.ru/

Категория: Материалы раздела идём на урок | Добавил: Meduza (27.03.2014) | Автор: Валентина E W
Просмотров: 1207 | Рейтинг: 0.0/0
Категории раздела
Материалы раздела идём на урок [49]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Copyright MyCorp © 2024